
Цена едина: как решение Набиуллиной изменит правила игры для маркетплейсов и банков
Российские маркетплейсы и их банки оказались в эпицентре масштабного регуляторного изменения, которое навсегда изменит правила игры на рынке электронной коммерции. Глава Центрального банка Эльвира Набиуллина заняла однозначную позицию в затянувшемся конфликте между традиционными банками и финансовыми структурами крупных онлайн-площадок. Результатом этого противостояния стал принципиальный запрет на установление разных цен и скидок в зависимости от выбранного способа оплаты — банковской картой или через собственные банки маркетплейсов.
Конфликт, который назревал в течение последних лет, вышел на финальную стадию. Крупнейшие российские банки неоднократно заявляли о недобросовестной конкуренции со стороны финансовых структур маркетплейсов. По их мнению, собственные банки онлайн-гигантов, пользуясь привилегированным положением на своих же платформах, стремительно росли за счет практики двойных цен и эксклюзивных скидок. Это создавало неравные условия для всех участников рынка и ограничивало реальный выбор потребителей.
Конкуренция должна быть справедливой. Но в чём у меня позиция однозначно определилась — я считаю, что цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается
Эта четкая позиция главы Центробанка означает кардинальное изменение подхода к регулированию цифровой экономики. Набиуллина подчеркивает, что именно цена является ключевым фактором, определяющим выбор покупателя. Когда же этот показатель искусственно меняется в зависимости от способа оплаты, государству становится значительно сложнее контролировать возможные злоупотребления и защищать права потребителей.
Проблема двойного ценообразования на маркетплейсах выходит за рамки обычного конкурентного противостояния. Как отмечал Герман Греф, в 2025 году маркетплейсы могли недоплатить около 1,5 триллионов рублей налогов. Этот масштабный объем потерянных для бюджета средств добавляет финансовому регулятору решимости в устранении несправедливых практик.
Международный опыт также свидетельствует в пользу принимаемых мер. Во многих странах маркетплейсам законодательно запрещено иметь собственные финансовые учреждения, чтобы предотвратить возникновение конфликта интересов и обеспечить равные условия для всех участников рынка. Российский регулятор теперь движется в этом же направлении, создавая более прозрачную и честную конкурентную среду.
Надо начать с запретов практик, которые явно нарушают конкурентную среду, в том числе использование разных цен в зависимости от того, какое средство платежа используется
Принципиальность Набиуллиной в этом вопросе особенно показательна на фоне ее недавнего заявления о том, что в борьбе с мошенниками банки «перегнули палку» с блокировками счетов. Это демонстрирует сбалансированный подход регулятора, который стремится одновременно защитить и права потребителей, и обеспечить здоровую конкурентную среду, не допуская перегибов в любой из этих сфер.
Ситуация с блокировками счетов, где ЦБ пришлось «разруливать» ситуации, когда клиентам банков блокировали счета без объяснений, показала важность пропорционального регулирования . Рост жалоб на необоснованную блокировку счетов свидетельствовал о том, что где-то «перегнули палку» в борьбе с мошенничеством . Этот опыт, вероятно, повлиял на выверенную позицию регулятора в отношении маркетплейсов.
Новые правила означают, что в ближайшее время покупатели на российских маркетплейсах перестанут сталкиваться с ситуацией, когда выбор определенного способа оплаты становится выгоднее других благодаря искусственному занижению цены. Все участники рынка — и банки, и маркетплейсы — сходятся во мнении, что конкуренция должна быть честной, однако до сих пор существовали различные взгляды на то, что именно constitutes добросовестную конкуренцию.
Разрешение этого конфликта потребовало от ЦБ тонкой регуляторной работы. Как отмечала Набиуллина, это не значит, что регулятор может отрегулировать все вопросы однозначно и надолго. Придется идти шаг за шагом и создавать условия для добросовестной конкуренции для разных участников. Такой поэтапный подход свидетельствует о взвешенности принимаемых решений и понимании динамичности цифровой экономики.
Запрет двойных цен на маркетплейсах становится частью более широких усилий ЦБ по защите прав потребителей и обеспечению финансовой стабильности. Статистика успешной борьбы с мошенничеством, где на 146 попыток хищения средств злоумышленниками со счетов лишь одна оказывается успешной, демонстрирует эффективность систем защиты. В первой половине 2025 года банки отбили 82,5 миллиона попыток мошенников похитить деньги на общую сумму восемь триллионов рублей.
Ожидается, что с развитием цифровых платформ подобных регуляторных вопросов будет возникать все больше. Решение о запрете двойного ценообразования на маркетплейсах создает важный прецедент и обозначает границы допустимого поведения для всех участников цифровой экономики. Это позволит не только восстановить справедливую конкуренцию между банками, но и защитить интересы конечных потребителей, которые смогут делать осознанный выбор основанный на реальных ценах, а не на искусственных манипуляциях.