Водителей, чьи автомобили нарушают покой граждан громким рёвом выхлопа в ночные часы, ждут существенно более строгие финансовые санкции. Как сообщил депутат Государственной думы Сергей Колунов, в парламенте активно разрабатывается законопроект, направленный на резкое ужесточение наказания за превышение допустимых норм шума транспортными средствами в период с 23:00 до 7:00.
Основное нововведение – планируемое увеличение штрафа по статье 8.23 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) в десять раз. Если сейчас нарушитель отдает в казну 500 рублей, то после принятия поправок эта сумма вырастет до 5 000 рублей. «На рассмотрении Госдумы находится законопроект, призванный увеличить штрафы по статье КоАП 8.23 как минимум в 10 раз – с 500 рублей до 5 тысяч», – подчеркнул Колунов в своем заявлении.
Но ужесточение штрафов – не единственная мера. Законопроект содержит принципиально новую норму, которая позволит сотрудникам ГИБДД не просто выписывать штрафы, но и задерживать автомобили-источники чрезмерного шума. Речь идет о транспортных средствах, на которых демонтированы штатные глушители или установлены модифицированные системы выпуска отработавших газов, не соответствующие заводским параметрам и заведомо создающие повышенный уровень шума. Подобная практика задержания ТС уже применяется, например, за управление в состоянии опьянения или без прав, и теперь может быть распространена на «шумных» нарушителей.
Для объективного выявления нарушений планируется внедрить специальные технические средства. Предполагается использование сертифицированных шумомеров, оснащенных устройствами фото- и видеофиксации. Это должно обеспечить точное измерение уровня звука и неопровержимую фиксацию факта нарушения конкретным транспортным средством, что особенно важно в условиях возможных судебных разбирательств. Что особенно важно для энтузиастов тюнинга, под действие закона могут попасть не только машины с «прямотоком», но и любые ТС, чей шум при работе двигателя или движении превышает установленные санитарные нормы, независимо от причины.
Депутат пояснил, что после принятия закона регионы смогут самостоятельно устанавливать более высокие штрафы за подобные нарушения, но максимальная сумма не сможет превышать 30 тысяч рублей.
Это положение наделяет субъекты РФ значительными полномочиями. Региональные власти, учитывая местную специфику и остроту проблемы шумового загрязнения, смогут устанавливать штрафы в размере, превышающем федеральный базовый уровень в 5 000 рублей. Однако верхний предел будет законодательно ограничен суммой в 30 000 рублей. Таким образом, максимальное наказание за ночной «рёв мотора» в самом строгом регионе может достичь шестикратного размера от новой федеральной ставки.
В настоящее время законопроект проходит стадию доработки для подготовки ко второму чтению в Государственной думе. Это означает, что текст документа еще может быть скорректирован с учетом замечаний и предложений депутатов, экспертов и профильных комитетов. Однако ключевые положения – десятикратный рост штрафа, задержание ТС с модифицированными глушителями и использование приборов фиксации – обозначены четко как основные векторы изменений.
Проблема шумового загрязнения, особенно в ночное время, давно вызывает серьезное беспокойство жителей густонастроенных городов и спальных районов. Громкая работа двигателей, «хлопки» при перегазовках и специфический звук тюнингованных выхлопных систем регулярно становятся причинами жалоб граждан на нарушение их права на отдых и благоприятную среду обитания. Действующие штрафы в 500 рублей зачастую не воспринимаются нарушителями как действенная мера пресечения. Предлагаемые поправки в КоАП РФ призваны изменить эту ситуацию, сделав нарушение «тишины и покоя» на дорогах ночью экономически невыгодным и влекущим за собой более серьезные последствия, включая эвакуацию автомобиля.